Водители в бывшей коммунистической стране когда-то очень хотели обменять свои старые автомобили на более современные западногерманские и другие европейские автомобили. Многие восточноевропейские автомобили были списаны или брошены гнить.
Но процветающий Trabant, который с тех пор стал одним из самых устойчивых символов бывшей Восточной Германии, больше не стоит дешево, поскольку Германию захлестывает волна ностальгии по автомобилям коммунистической эпохи. То же самое относится и к классическому Wartburg, который тоже подорожал, как и Melkus, копия Ferrari и единственный спортивный автомобиль, произведенный в Восточной Германии.
Марко Хольстер сожалеет о том дне, когда он позволил ускользнуть ключевой части автомобильной ностальгии по Германской Демократической Республике. Когда произошло слияние, 46-летний житель Шверина только начал обучение на автомеханика. Ему предложили один из оливково-зеленых «Трабантов» с открытым верхом, используемых армией для патрулирования опасной для жизни границы, разделяющей две Германии. Продавец хотел только 50 немецких марок, или около 30 долларов в текущих деньгах.
Холтер и его коллеги отказались от покупки и до сих пор сожалеют об упущенной возможности. Эта модель Trabant сейчас стоит не менее 4000 долларов, независимо от того, в каком состоянии она находится, а хорошо отреставрированные Trabant продаются по цене более 10 000 долларов.
Даже скромные легкие грузовики, такие как фургоны Barkas B 1000, имеют много поклонников, а интерес к еще более редким моделям и прототипам высок.
Фан-клубы Trabant возникли по всей Германии, хотя самая большая фан-база марки находится в восточных провинциях, где Trabant в хорошей форме все еще используются ежедневно.
Однако до 1990 года было выпущено около 2,8 млн единиц этой марки, и когда-то этот автомобиль был самым популярным на дорогах бывшей Восточной Германии. Международная встреча фанатов Trabant в восточногерманском городе Анклам в мае станет крупнейшей в своем роде и пройдет в 24-й раз.
Владельцы Wartburg направляются в город Айзенах с 3 по 6 августа, где недалеко от бывшего городского завода Wartburg проходит большое собрание автолюбителей. Девиз мероприятия — «30 лет Wartburg 1.3» — в честь последней модели, сошедшей с конвейера. Он выпускался всего три года с 1988 по 1991 год.
Тем временем в июле в городе Путниц проходит международная встреча стран Восточного блока, на которой фанаты могут найти запчасти для всего, от тракторов до мотоциклов.
Трехдневная августовская ярмарка Trabanta в Цвиккау — еще одно место, которое обязательно нужно посетить энтузиастам, особенно с учетом того, что автомобиль здесь собирала Заксенринг (VEB Sachsenring).
Эксперты говорят, что покупать автомобили из стран Восточного блока в последнее время становится все труднее, поскольку владельцы знают, что автомобили редкие и цены на них растут.
Холтер отмечает, что хорошие образцы автомобилей из бывшей Восточной Германии часто выставляются на продажу на фан-встречах, где цены относительно более умеренные. Мероприятия также являются хорошей площадкой для продаж.
«Если вы выставите свой автомобиль на продажу на одном из таких собраний, вы, скорее всего, продадите его к концу дня», — говорит механик из Шверина.
Цены растут быстро, и восстановленный Trabant 601 вряд ли будет продаваться меньше чем за 5000 долларов, сказал Холтер, который водит один из самых распространенных Trabant всех времен. Первые автомобили Trabant 601 появились в 1963 году.
На протяжении десятилетий Trabants были одними из наименее популярных автомобилей, но примерно в 2010 году цены начали расти, говорит Мариус Брюн из Classic Data, которая отслеживает цены.
«Внезапно Trabant стал культовым автомобилем, — отмечает он.
Несмотря на возраст автомобилей, запасных частей для автомобилей Восточного блока все еще предостаточно. Торговцы прошлого привыкли запасаться запчастями в стране, где все было в дефиците и почти ничего не выбрасывали. В некоторых случаях производство деталей даже возобновлялось.
Одним из самых дорогих автомобилей из бывшей Восточной Германии является Melkus RS 1000 Coupe (выпускался с 1969 по 1972 год) мощностью 70 лошадиных сил. Однако не рассчитывайте заплатить за этот редкий автомобиль менее 80 000 долларов. Цены на «округлый» Wartburg (Wartburg 312/1) также подскочили за последние годы, и теперь модель можно купить примерно за 13 000 долларов.
Autoinstruction.ru — Мануалы и руководства для технического обслуживания легковушек.