На сегодняшний день практически все марки машин оборудованы специальными аппаратами, которые отвечают за исправность работы двигателя. Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости могут появиться не только в старых машинах, а и в новых. Именно поэтому каждому автомобилисту необходимо знать, как же определить надежность работы этого датчика. Ведь его поломка может привести к полной неисправности автомобиля и тем самым подвергнуть опасности жизнь водителя.
Где именно расположено данное устройство
Датчик температуры охлаждающей жидкости находится, как правило, недалеко от термостата, внутри коллектора. Устройство расположено так, чтобы один из его краев соприкасался с антифризом. Только в этом случае аппарат будет показывать точную информацию.
Где еще возможно расположение датчика температуры охлаждающей жидкости? Он может находиться на самой головке цилиндра. Кроме того, некоторые марки автомобилей оборудуют двумя приборами, каждый из которых располагается на соответствующих блоках и имеет разное предназначение. Например, один из датчиков отвечает за охлаждение вентилятора, а другой, непосредственно, контролирует ЭБУ.
Предназначение аппарата
ДТОЖ располагается таким образом, чтобы контролировать температуру антифриза, а также поддерживать нормальный режим работы некоторых устройств автомобиля. Благодаря такому месту положения происходит быстрый прогрев самого двигателя.
Конструкция этого датчика весьма негромоздкая. Наверное, поэтому неопытный автомобилист может поначалу даже не оценить всю важность его предназначения.
Если произошла какая-либо поломка в конструкции самого датчика, то это однозначно скажется на работе всей машины.
Принцип работы
Датчик охлаждающей жидкости расположен так, что информация, которую он передает, имеет достоверные показатели. Для точной работы устройства также необходимо обеспечить его соприкосновение с антифризом. Эта жидкость вбирает в себя тепло, которое выделяется из работающих цилиндров.
В это же время аппарат улавливает этими модификациями температуры и отправляет соответствующий сигнал к блоку управления, который предназначен для корректировки состав топлива и нормальной работой мотора.
Если указатель температуры охлаждающей жидкости не работает, то расход топлива увеличивается в несколько раз.
На что именно влияет поломка датчика
Неисправность прибора, отвечающего за температуру охлаждающей жидкости, непосредственно сказывается на:
- Быстром износе мотора.
- Уровне загрязнения выхлопных газов.
- Расходе горючего.
- Функциональности двигателя.
- Управлении мотором и автомобилем в целом.
Одним из виновников, из-за которого происходит нарушение этих функций датчика, может быть термостат. Если он открыт, то на прогревание мотора будет уходить гораздо больше времени, а сам прибор подаст сигнал о низком температурном режиме.
В том случае, если термостат не подходит к марке вашей машины или он вовсе отсутствует, то двигатель никаким образом не сможет достигнуть необходимого рабочего режима. Температурный датчик, также, будет выдавать низкие показатели.
Сигнал о неисправности
В машинах ранее чем 2000 года выпуска из-за поломки прибора могут выйти из строя несколько контрольных систем, без которых невозможно пройти ни одно ТО.
Когда бортовая система выявляет данную неисправность, то загорается лампочка красного цвета (свидетельствующая о том, что следует проверить функциональность двигателя) или же индикатор «MIL» (который генерируется специальным кодом о поломке – Р-0117, -0118 или -0125).
Устройство от известного автомобильного производителя General Motors будет выдавать ошибку с кодом 14 или 15. Приборы Ford – сообщать о поломке с кодом 21, 51 или же 81.
Диагностика неисправностей датчика
Неисправность датчика температуры можно избежать, если вовремя проводить его диагностику. Даже при простом визуальном осмотре можно выявить целый ряд образовавшихся проблем. Например, невооруженным глазом можно заметить появление коррозии вокруг зажимов, наличие трещин и прочих дефектов в устройстве.
При простом осмотре датчика, также, можно выявить образование утечки антифриза. Но, все же для того, чтобы узнать, исправно ли устройство, понадобится измерить его напряжение.
В приборах, которые предназначены для вывода информации о состоянии автомобиля на специальный сканер, все показатели измеряются исключительно в градусах. При нормальном функционировании устройство должно выдавать небольшие показатели температуры, если мотор не разогрет, а во время нагревания датчик должен показать около 200-210 градусов по Цельсию. Ошибочные показатели или даже полное их отсутствие свидетельствуют о какой-либо неисправности с проводкой или же самим прибором.
Сопротивление внутри датчика можно легко вымерять, используя при этом вольтомметр. После измерения полученные цифры следует сравнить с техническими показателями. В случае какой-либо поломки датчик понадобится заменить новым.
В том случае, если сопротивление прибора находится в пределах нормы, но, все же двигатель работает некорректно, то это свидетельствует о наличии проблем с ЭБУ или же с проводкой. Для того, чтобы исключить эти две причины, следует провести более детальную диагностику датчика.
Проверка напряжения устройства
Для того чтобы проверить уровень напряжения, необходимо использовать все тот же вольтметр или же осциллограф. Как бы таковых установленных норм не существует, но, все же большинство специалистов считают, что при холодной температуре устройство должно выдать приблизительно 3-4 Вт. По мере разогрева мотора напряжение будет медленно падать до отметки 1.0-0.5 Вт.
Допустимое расхождение в показателях не должно превышать более чем 1.0-1.5 Вт. В том случае, если показатели сильно отличаются от приведенной нормы, то, скорее всего устройство ДТОЖ не заземляется или вовсе разомкнуто.
Если у вас машина марки Chrysler (1985 года выпуска), то внезапный скачок в напряжении является нормой. Причина такого явления кроется в резисторе, сопротивление которого равно более чем 1000 Ом. После включения устройства в цепь напряжение может падать до 1Вт. Именно поэтому оно затем и подскакивает где-то до 3-4 Вт, а потом постепенно опускается до отметки в 2-2.5 Вт при полном разогреве мотора.
В том случае, если показатели находятся в диапазоне нормы, но, нормальная температура все же не достигается, то возможно проблема заключается в том, что прибор разомкнут или же сам термостат неисправен. Именно данное устройство не позволит охлаждающей жидкости набрать нормальную температуру.
Замена ДТОЖ
Замена датчика не происходит до того момента, пока он полностью не перестанет функционировать. Если диагностика показала, что устройство закорочено или разомкнуто, то его стоит заменить раньше времени, для того, чтобы обеспечить нормальное функционирования системы управления мотором. Некоторые специалисты рекомендуют проводить замену и при установке или очередной сборке мотора, так как устройство ДТОЖ со временем может изнашиваться, и их показания не указывают точную информацию. Установив новый датчик, вы сможете избежать множества проблем в будущем.
Провести замену устройства также следует в случае сильного перегрева мотора. Это связано с тем, что под влиянием сильных температур может происходить деформация некоторых компонентов прибора.
При установке нового прибора необходимо слить весь антифриз. Рекомендуется проводить и замену самой жидкости (если эксплуатационный срок истек или наблюдаются признаки ее загрязнения). Резьбу на самом приборе можно обработать специальным герметиком, для того чтобы в дальнейшем предотвратить возникновение утечек.
Подводя итоги
Температурный датчик является практически одним из самых важных устройств в вашем автомобиле, которое отвечает за нормальную работу не только мотора, а и по большому счету всей топливной системы. Признаки неисправности вы можете заметить даже невооруженным глазом, поэтому без проблем сможете самостоятельно его заменить в случае необходимости. Рекомендуем вам все же не скупиться и купить новый датчик, ведь от этого зависит ваша безопасность.